Экспозиционно-выставочная деятельность Иваново-Вознесенского губернского музея в 1-й половине 1920-х годов.

Статьи и публикации 

« вернуться к списку статей

Экспозиционно-выставочная деятельность Иваново-Вознесенского губернского музея в 1-й половине 1920-х годов.

После национализации Музея промышленности и искусства в 1919 году произошло кардинальное изменение направления его экспозиционно-выставочной деятельности. Были закрыты экспозиции коллекционного музея Д.Г.Бурылина. Одними из первых были разобраны выставки, где экспонировались оружие и масонские знаки. В начале 1920-х годов перестали «функционировать нумизматическое, кустарное, восточное, художественное отделения, отделение раскопок». Наименьшим изменениям подверглась библиотека, но новая идеология внесла и сюда свои изменения. Комплексы выставки, посвящённой развитию книгопечатания получили новые названия: «Книга на службе помещика», «Книга – орудие классовой борьбы» и т.п. В пустых залах началось создание выставочных проектов нового государства.

Одной из первых в Иваново-Вознесенском губернском музее была открыта выставка, посвящённая революционным событиям 1917 года в России. Выставка размещалась на втором этаже здания и занимала один, но достаточно большой зал, так называемый «красный». В отличие от некоторой перенасыщенности коллекционных залов Музея промышленности и искусства Д.Г.Бурылиа эта выставка представляла собой весьма скромное зрелище. На небольших по размерам планшетам, размещенных по стенам, экспонировался исключительно плоскостной материал. Планшеты были подвешены на шнурах к прибитым к стенам брускам. Практически весь экспозиционный материал, так или иначе, был посвящен деятельности партии большевиков – «Партия большевиков перед Октябрём», «окружная конференция партии большевиков» и т.п. Краеведческий материал присутствовал в представлении деятельности местной организации большевиков или в эпизодических фрагментах, наподобие сжатой информации по «Союзу текстильщиков».

Выставка постоянно претерпевала изменения – от нескольких, небольших по размерам, планшетов до больших панелей с множеством самого разнообразного плоскостного материала – фотографий, листовок, отдельных цитат, помещённых в разномастных рамках.

В хронологическом порядке выставка затрагивала период с начала Первой мировой войны до начала 1920-х годов. Выставка открывалась с раздела «Империалистическая война», в котором были представлены фотографии событий того периода – убийства в Сараево, военных действий, плакаты, собранных ещё Д.Г.Бурылиным. В комплексе затрагивалось отношение партии большевиков к войне – здесь же размещались портрет В.И.Ленина и цитаты из его работ. Несколько позже этот раздел был переименован и получил новое название – «Старый режим», сюда были добавлены дореволюционные фотографии фабрик Иваново-Вознесенска.

Отдел № 2 выставки носил название «Февральская революция». На планшетах комплекса размещены фотографии Николая II в Тобольске, А.Ф.Керенского, митингов, расстрела мирной демонстрации в Петрограде, образцы облигаций военных займов.

В данном комплексе были отражены и события расстрела антивоенной демонстрации в Иваново-Вознесенске в августе 1915года. На представленных фотографиях были изображены место расстрела, общественные похороны расстрелянных, графические рисунки событий августа 1915 года.

В этом же комплексе находился и планшет с фотографиями Владимирской тюрьмы, фотопортретами политкаторжан иваново-вознесенской организации РСДРП.

Отдел №3 выставки был посвящен событиям Октябрьской революции. Тематические комплексы «отдела» были посвящены как событиям в Москве, так и в Иваново – Вознесенске. Над комплексом находились портреты Н.Н.Колотилова и Ф.Н.Самойлова.

Комплекс №4 выставки назывался «Гражданская война и разруха».

Над комплексом был размещён портрет М.В.Фрунзе. В самом комплексе размещались планшеты с материалами, посвящёнными организации Красной армии, а также организации Иваново-Вознесенской губернии. Материалы комплекса были посвящены I –му и II-му областным съездам советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Фотографии и схемы сопровождались агитационными лозунгами и призывами: «Все за оружие! В красную армию - она сумеет защитить дело народной свободы!», «Все на борьбу с Колчаком!», «Все на защиту революции!». Данный комплекс выделялся среди других и тем, что в нём, кроме множества фотографий, схем присутствовали и подлинные предметы - карточки на керосин, фураж, что являлось редким исключением в видах используемого в выставке материала.

Отдел № 5 выставки носил название «Социалистическое строительство». Над планшетами находились портреты И.Я.Мякишева и П.С. Батурина.

В отделе существовали комплексы, посвящённые проекту ударных фабрик (один планшет), «жертвам гражданской войны» (5 планшетов), НЭПу (5 планшетов), частям особого назначения. Отдельный планшет был посвящен и новым праздникам – празднованию Первого мая. Ряд фотографий представлял празднование Первого мая в Иваново-Вознесенске в хронологическом порядке – от 1919-го до 1923 года. Комплекс предварял лозунг «Победив на фронте военном – победим на фронте хозяйственном!». Над комплексом находились портреты Г.А.Киселева и А.Т.Шеева.

Комплекс затрагивал процесс сближения города и деревни, к этому призывали помещённые здесь агитационные лозунги: «Дешёвый ситец – деревне, дешевый хлеб – городу», «Лицом к деревне не пустым разговором, не просто культурным шефством, а дешевым ситцем».

Выставка постоянно дополнялась. Так, в середине 1920-х годов на выставке появились планшеты, на которых отражено жилое строительство домов 1-го Рабочего посёлка, на улице Октябрьской, работы по созданию водопровода. Появились и новые агитационные лозунги, например, такие как «Трудовая дисциплина – меткий удар по нашим врагам». Но идеологическая составляющая не всегда выглядела достаточно убедительной. На планшете «Управление фабрикой: прежде и теперь» были представлены всего 4 фотографии: под подписью «прежде» - фотографии совета директоров и группы мастеров, а под подписью «теперь» - фотографии директора фабрики и фабричного комитета.

В начале 1924 года на выставке появился планшет, посвященный смерти В.И.Ленина. Лозунг планшета констатировал: «Ленин умер – ленинизм – живёт!»

Фотоматериал «Отдела №5» затрагивал процесс создания и развития сети детских учреждений (одно из них размещалось в 2-х этажном каменном здании, располагавшемся сзади музея), факт проведения конференции работниц и крестьянок в 1925 году, развитие сети домов отдыха в Иваново-Вознесенкой губернии (дом отдыха «Страховик», дом отдыха в Богородском, 2-й плёсский дом отдыха и другие), процесс дорожного строительства (хотя на данном планшете практически все фотографии изображали только мосты).

Плоскостное экспозиционное решение выставки выглядело однообразным, лишь на некоторое время на выставке размещалась витрина, размещенная посреди зала, но всё с тем же плоскостным материалом. Предметный ряд был полностью исключён из этого выставочного проекта.

Выставка, посвященная революционным событиям 1917 года и первым годам существования Иваново-Вознесенской губернии, просуществовала до начала 1929 года, когда её сменил выставочный проект посвященный созданию Ивановской промышленной области. Несмотря на низкий художественный и экспозиционный уровень выставки, её, тем не менее, в 1924-1925 отчётном году посетило 22188 человек, в том числе 6939 человек в составе 258 экскурсий.

В 1925 году в губернии отмечался 20-ти летний юбилей событий на реке Талке, в ходе которых был создан Первый в России общегородской совет рабочих депутатов. К этому юбилею в музее в 1924 году началась работа по подготовке к созданию выставки. Содействие в создании выставки оказывал губернский комитет по изучению истории партии. Выставка, открытая в мае 1925 года, была признана иваново-вознесенским губернским исполнительным комитетом особенно ценным достижением в культурно-просветительной деятельности музея.

Выставка, посвященная событиям на реке Талке, была открыта в «Белом зале» (общепринятое современное название) музея. Эта выставка, также, как и выставка, посвященная истории революции, в экспозиционном решении была плоскостной. По периметру зала располагались большие щиты с разноплановым плоскостным материалом, в подавляющем своём большинстве, представляющим фотографии разных размеров. Исключение составляли 3 живописные работы местных художников, изображавших события стачки. Композиционно выставка делилась на комплексы, каждый из которых был посвящён отдельной территориальной организации РСДРП: кохомской, шуйской, иваново-вознесенской. Экспозиционный материал подразделялся на 2 вида: фотографии членов территориальных организаций и фотографии явочных квартир.

Экспозиционное решение выставки несколько отличалось от оформления выставки посвященной истории революции 1917 года. Щиты, на которых размещались фотографии, были обрамлены художественно оформленной материей. Возможно, в оформлении выставки принимали участие художники из местного отделения Пролеткульта.

После смерти М.В.Фрунзе в октябре 1925 года, его портрет, размещённый на отдельном планшете перед одной из дверей зала, был оформлен траурной лентой.

Позже экспозиционный ряд предметов выставки дополнил ручной печатный станок со шрифтом и образцы нелегальной литературы того периода.

В 1924-1925 году выставку посетили 3682 отдельных посетителя и 1035 в составе экскурсионных групп.

Выставка в Белом зале, посвящённая революционным событиям на Талке, в конце 1920-х годов была сменена экспозицией Художественного отдела Музея Ивановской промышленной области.

При подготовке тезисов использован информационный материал коллекции стеклянных негативов научного архива Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г.Бурылина.

Отчёт о работе Иваново-Вознесенского губисполкома за 1924-1925 год. Иваново-Вознесенск. 1926. С. 111

Там же, С.110

Там же, С.111


Скачать статью (PDF; 48,2 КБ)


« предыдущая статьяследующая статья »